Слово «йога» происходит от корня слова «ЙОГ» и определяется как союз. К сожалению, многие из нас не смогли увидеть в слове «ЙОГ» его первоначальное значение. Йога, которую в наше время часто ассоциируют с практикой асан, представляет собой лишь очень небольшую часть философии. Предмет йоги учит сдерживать колебания сознания, а именно «ума», и это предмет для тех, кто ищет освобождения и свободы, и об этом часто не напоминают и не преподают на «классах йоги».
«Йога» в наше время определенно стала интересным и благоприятным предметом для многих, стремящихся к физическому здоровью. Ее часто воспринимают как предмет мирского благосостояния и чувства благополучия, физической формы и красоты. Думали ли вы о «уме», когда записывались на занятия йогой? Или именно «спокойный и умиротворенный ум» стал причиной того, что вы записались на занятия йогой? Удивительно видеть, что учителя йоги вдохновляют людей, приводя их не только к физическому здоровью и видению целостного образа жизни.
Но разве это все, что может предложить йога? Растягивание и сгибание? Потеете и чувствуете себя хорошо? Или, возможно, впечатлять других сложными асанами? Вместо этого нам следует сосредоточиться не на том чтобы дотянуться до пальцев ног, а на состоянии ума на пути к пальцам ног! Нам следует принять более важный аспект йоги — духовные практики; это позволит нам жить в гармонии, с любящей добротой к себе и другим. Я думаю, что важно, чтобы мы все дотягивались до пальцев ног, наклонялись вверх и вытягивались вниз, но давайте все делать это со смирением и добротой.
«Разум», знаете ли, — самый мощный инструмент? Он может как изменить вас, так и уничтожить! Вот почему так важно «думать» о своей практике. Великие йоги и древние мудрецы подчеркивали, что «Йога Читта Вритти Ниродха» является вторым стихом сутр, что переводится как: «Йога — это прекращение движений ума».
Природа нашего ума – думать, мы не можем остановить ум от мышления, не так ли? Ум постоянно качается, как маятник, от прошлого к будущему, от будущего к прошлому, оставался ли когда-нибудь ум в настоящем моменте? Возможно, да, но мы не осознаём этого состояния! Следовательно, практика йоги помогает человеку быть осознанным, и эта практика приведет вас в настоящий момент, где жизнь действительно существует.
Так как же мне практиковать йогу для своего ума? Мудрец Патанджали предлагает двойное средство контроля над нашим занятым умом. «Абхьяса ваирагьябхйам танниродхах» — это основная практика йоги. Абхьяса означает повторяющуюся или энергичную практику, вайрагья означает непривязанность, так что же и как мы практикуем? Мы учимся отстраняться, учимся быть свободными от желаний и учимся культивировать непривязанность. Мы отстраняемся от вещей, которые мешают нам прогрессировать в жизни. Отстраненности можно научиться только посредством силы воли, то есть ума! Следовательно, предмет Йоги связан с Разумом!
Мудрец Патанджали говорит, что практика и непривязанность — это средства успокоения движений и сознания. Другими словами, чтобы освободить ум от колебаний и достичь состояния спокойствия, от человека требуется интенсивно и регулярно практиковать эти дисциплины. Неподвижность здесь относится к неподвижности ума. Говорят, что колебания ума, болезненные или безболезненные, благоприятные или неблагоприятные мысли и эмоции, должны контролироваться с помощью этой повторяющейся древней дисциплины, данной в Сутрах. Йоги рассказали нам на своем опыте, что длительная и непрерывная, бдительная и повторяющаяся практика йоги является основой для прекращения колебаний ума, и когда эта древняя дисциплина продолжается регулярно и энергично, достигается глубокая мудрость. Следовательно, ум испытает блаженство и спокойствие.
Когда дело доходит до применения этой древней дисциплины в современной нео-йоге, наш разум сыграет злую шутку! Интересно, насколько «аутентична» эта практика йоги? Возможно, вы часто слышали такое: «На этом занятии я особо не вспотел». По иронии судьбы, качество занятий йогой часто оценивают по тому, сколько калорий можно сжечь и сколько пота можно получить во время занятий. Но надо заметить, сколько внимания уделяется работе. Внимание означает концентрацию ума, или, возможно, более знакомым термином в йоге будет осознанность. Способность сохранять осознанность, спокойствие и расслабленность на занятиях йогой — это качество занятий.
Итак, теперь мы поняли связь между нашим умом и занятиями йогой. Мы должны стараться практиковать это. Если следовать этой древней йогической практике, данной в Йога-сутрах, у человека будет правильное понимание практики и предмета. Теперь наш долг — изучить их и попытаться применить эту древнюю философию в нашей практике асан, даже когда мы изо всех сил пытаемся дотянуться до пальцев ног…
Когда ум отвлекается во время практики асан, старайтесь больше дышать! Наблюдайте за своим дыханием, будьте внимательны, чувствуйте каждое дыхание во время практики. Возможно, это поможет вам оставаться на связи со своим дыханием и умом, поскольку практика контроля дыхания (Пранаяма) приводит к чистому разуму. Такой ум пригоден для концентрации и медитации. Когда человек поддерживает концентрацию в таком состоянии, ум теряет все колебания и загрязнения и сливается в одно единое состояние бытия, и ум теперь свободен от отвлечений, и когда это произойдет, вы лучше поймете предмет.